Л.В.Мищенкова   Занимательный  русский  язык     часть 1 , часть 2 , часть 3 ,часть 4 ,часть 5, часть 6

Ю.А.Дробышев    Олимпиады по математике         часть 1 , часть 2 , часть 3 ,часть 4 ,часть 5, часть 6


Олимпиада по русскому языку 3 класс

Работа №1

Задание 1.

Какие слова получатся, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие: груба, дубить, обрызгать.

Задание 2.

Отгадайте загадки-шутки.

1) За какой согласный надо спрятать другой согласный, чтобы получился одновременный выстрел из многих огнестрельных орудий?

2) За каким звуком спрятано большое, просторное помещение?

3) Ради какого звука замечательный русский изобретатель А.С. Попов нашел способ передавать на большие расстояния человеческую речь и музыку без помощи проводов?

Задание 3.

Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте свой ответ.

Дочка, почка, внучка, штучка, печка.

Задание 4.

Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

 

Задание 5.

Найдите «лишние» слова в предложениях:

1. Петя ушиб колено ноги.

2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

3. Собрание будет в декабре месяце.

4. Многие города были превращены в руины и развалины.

5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

6. Он написал свою автобиографию.

Задание 6.

Замените развернутое определение синонимом, словом с гласной

Ы – И после Ц:

1) основной закон государства;

2) инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах;

3) систематическое собрание каких-нибудь предметов;

4) плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины;

5)бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью.



Работа №2

 

1.      К данным существительным подберите имена прилагательные:

боль, шампунь, тюль, рояль, полынь, домишко, иваси, путь, бандероль, мозоль, какао, шаль.

 2.  Какие слова получатся, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие?

а) груба             б)  обрызгать             в) дубить

3.       В каком слове нет суффикса – ЧИК?

       а) перчик              б) диванчик            в) супчик                 г) докладчик

4.Сколько общих звуков в словах свой и овсяный ?

 а)0; б)1; в) 2; г) 3; д)4.

    5.   Укажите слово, в котором нет приставки.

        а)  прибрежный              б) переоценка            в) воспитатель             г) воскликнуть

6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

       а) Зайчик бегает по парте и по карте на стене.

       б) Содержи и ты в порядке парту книжки и тетрадки.

       в)  Снежок порхает кружится на землю тихо ложится.

       г)  Волны пенились и с шумом бились о берег.

7. Зуб болел все сильнее, и Витя… пошел к зубному врачу. Как же Витя пошел лечить зуб?

а) скребя сердце; б) скрепя сердце; в) скрепя сердцем; г) скривя сердце; д)скрипя в сердце.

8. В результате соединения каких частей речи получилось имя доктора Айболита? а) наречие + глагол; б) наречие + существительное; в) междометие + глагол; г) частица + глагол; д) существительное + существительное.

 9. Некоторые устойчивые словосочетания «помещают» животных в определенные места: (чувствовать себя) как рыба в воде, (бежать) как крыса с тонущего корабля и т. п. Вот пять животных: белка, слон, собака, синица, журавль – и пять мест: а) в руках; б) в небе; в) на сене; г) в колесе; д) в посудной лавке. расположите места в том порядке, в каком идут соответствующие им животные (например, ответ а) означает, что белке соответствует «в колесе», а слону – «в посудной лавке»).

10.Какие из названий головных уборов русские по происхождению:

 1) панама, 2) шапокляк,3)цилиндр, 4) бейсболка, 5)сомбреро, 6)берет,7)треуголка,8)шапка, 9)ушанка?

а)1,4,6,7,8,9; б) 1,6,7,8,9; в)6,7,8,9; г)7,8,9; д)7,9.

 

11. Ответьте на шуточные вопросы:

– какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? 

– какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?

– какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получить название животного?

 

Олимпиада по русскому языку для 4 класса

 

Работа №1

 

1. Даны несколько фразеологических оборотов (устойчивых сочетаний) с неизменяющейся частью основного слова, которая обозначена вот так  ~. Отгадайте все выражения, запишите их и составьте с ними предложения.

 

Толочь    ~у в ступе. Как в  ~  канул. Решетом   ~у носить. Тише   ~ы, ниже травы. Много  ~ы утекло. Выйти сухим из  ~ы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. Прочитай. Определи, где приставка, а где предлог. Напиши правильно

 

Бабушка ...бросила …плечи платок.

Повар …мешал сливки …мукой.

Дождик …шёл …садовой дорожке.

Самолёт …нялся высоко …облака.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Как называются жители этих стран? Запиши.

Франция - ______________________

Япония - _______________________

Россия - ________________________

Испания - ______________________

Англия - _______________________

Дания - ________________________

Норвегия - _____________________

Индия - _______________________

 

4. Какие слова переданы фонетической транскрипцией? Запиши.

[прут], [сй,эст], [й,эст], [байукат,], [рот], [душка], [грус,т,], [л,эс,т,]

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа

чулки - __________________________

туфли - __________________________

носки - __________________________

санаторий - ______________________

домишко - _______________________

ботинки - ________________________

колено - _________________________

 

6. Замени словосочетание, чтобы глагол стал существительным (без изменения смысла):

белить стены - ____________________________

ловить рыбу - _____________________________

строить город - ____________________________

 

7. Запиши, сколько раз в словах: к…мпьютер, к…нд…ци…нер, з…м…рашка, тюб…тейка, репч…тый, др…йфу…т встречается буква «о»?

Запиши слова правильно:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________